Вышивка на Руси: что она символизировала?

<p>Техника и узоры вышивки на Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно и тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери.<br />
<br />
Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли. Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.<br />
<br />
Фактура у холста сетчатая, она позволяла вышивать узор без канвы, по счету нитей. Один из древних швов &ndash; двусторонний, при котором узор получается одинаковый как на лице, так и на изнанке. Нитки чаще всего брали льняные, окрашенные в красный цвет. Красные узоры, выполненные двусторонним швов на белом холсте &ndash; самые древние в технике вышивки.<br />
<br />
К началу ХIХ века расцветка становилась все разнообразнее и ярче. Мастерицы использовали и шелка, и золотую нить, и разноцветную шерсть &ndash; гарус. А вместо холста все чаще брали ярко-красный фабричный кумач, особо любимый русским народом.<br />
<br />
Примерно с середины XIX века меж рукодельниц распространяется новый шов &ndash; петельчатый, или, как его называют, тамбурный. Петелька за петелькой, и на кумаче появлялись раскидистые деревья, птицы &ndash; &laquo;курушки&raquo;, фигурки людей. Теперь не надо высчитывать нити, чтобы точно повторить древний узор, вышивка идет свободно и напоминает рисунок цветными карандашами.<br />
<br />
Большинство домашних вещей крестьяне изготавливали своими руками. Женщины сеяли, убирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и украшали ее. Участвовали в работе и дети <a href="http://www.incorporateoffshore.org" title="offshore corporations" style="color: rgb(39, 45, 47); text-decoration: none;">offshore corporations</a>. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось &laquo;коробья&raquo;.<br />
<br />
Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным. Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам &ndash; перевязки с открытым верхом, женщинам &ndash; кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В ряде губерний шили удивительно нарядные &laquo;золотые платы&raquo;.<br />
<br />
Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, &laquo;оплечья&raquo;, которые видны были из-под сарафана, вороток, подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли работать в поле. Вышитым узорочьем украшали сарафаны и полушубки, мужские и детские рубашки, рукавицы, перчатки и даже обувь.<br />
<br />
Важную роль играло в народной жизни полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали полотенца в передний &laquo;красный&raquo; угол, на стены избы. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник. Свадебные чины &ndash; дружки и тысяцкие полотенцем перепоясывались либо повязывали его через плечо.<br />
<br />
Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне &laquo;поклонялись убрусцам&raquo; - полотенцам. Вернее, изображениям на них. В вышивке наиболее распространен был образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно было определить породу: орел, лебедь, петух. Но особенно любимой в народе была Пава с большим пышным хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось <a href="http://www.offshorebiz.com" title="offshore companies" style="color: rgb(39, 45, 47); text-decoration: none;">offshore companies</a>, а хвост так удлинялся, что называли ее даже &laquo;рыбиной&raquo;. Паву-птицу на рукоделье иногда окружают маленькие птички, возможно, ее птенцы.<br />
<br />
В русской земледельческой обрядности прилет птиц был одним из самых важных событий года. Ведь птица &ndash; символ света и тепла: по народным поверьям, именно она приносит весну на нашу землю. Так же тесно связан этот образ и с представлениями о солнце. Раньше существовал обряд, ставший затем детской игрой: молодежь выходила за околицу с испеченными &laquo;жаворонками&raquo;, поднимала их высоко над головой и &laquo;закликала&raquo; весну, звала &laquo;тепло летушко&raquo;.<br />
<br />
Очень часто встретим мы в вышивке и величавые женские фигуры. По сторонам от них - птицы, кони, всадники. Руки женщины то воздеты к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам. Коней они нередко держат за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей поклоняются. Таким предстает в вышивке образ великой Матери Земли, Матери всей природы.</p>

Добавить комментарий

Messaging plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.